ЭСТЕТ ИЗ ПОДВОРОТНИ
Мы заканчиваем серию публикаций,
посвященных «Иванушкам». В пятом и шестом номере вы смогли узнать ряд
интересных, а подчас и сенсационных фактов из жизни Кирилла Андреева и Андрея Григорьева-Аполлонова. Героем этого материала стал Игорь
Сорин, который является одним из самых интересных, неординарных и загадочных
«Иванушек». Неудивительно, что именно его мы оставили «на десерт».
Близкий друг Антон:
Игорь живет безбедно
«Доиванушкинская»
жизнь Игоря Сорина была не менее интересной, чем сегодня. Одной из первых задумок
Сорина-музыканта был «Сорин-Деров ргоjеkt» - эта идея была воплощена
в жизнь совместно с Антоном Деровым, другом и
соратником Игоря. Ребята познакомились в скверике около ГИТИСа.
Как рассказывает Антон, Игорь подошел к группе молодых людей (среди которых
был и Антон) и сказал: «Привет, ребята, хорошо поете». Так
началась дружба двух впоследствии известных музыкантов (в настоящее время
Антон работает в театре им. Моссовета). Молодые
люди задумали выпустить диск популярной, немного американизированной музыки.
Естественно, для этого потребовались деньги. Проект, к сожалению, так и не был
закончен, но он интересен хотя бы тем, что это была первая проба «голоса»
будущего «Иванушки».
На третьем курсе друзья решились
на весьма рискованный шаг: приняли участие в конкурсном отборе в мюзикл «MEТRO», который делали в Варшаве американцы, а затем поехали
за границу участвовать в мюзикле.
«Это был действительно отчаянный
шаг, - рассказывает Антон Деров. - За нами приехали
американцы польского происхождения, которые работали над восточноевропейским
мюзиклом. Им нужны были русские «синтетические» артисты, то есть певцы,
актеры, танцоры одновременно». За границей молодые люди познакомились с Андреем
Григорьевым-Аполлоновым, и, таким образом,
историческая встреча двоих из трех «Иванушек» состоялась. Антон пробыл за
границей 10 месяцев, Игорь и Андрей около 2 лет, а дома ребят ожидали неприятности.
«В училище возникли проблемы,
связанные с восстановлением, - рассказывает Антон Деров.
Некоторые преподаватели и студенты были против, кое-кто даже называл нас предателями. Отчасти они были правы,
ведь наш скоропалительный отъезд мог негативно сказаться на выпуске дипломного
спектакля. В итоге нас приютили на курсе младше».
В настоящее время друзья видятся
редко, всего 3-4 раза за последний год. Антон говорит, что ему не хватает
общества Игоря, но, с другой стороны, он рад за друга и считает его одним из
ярчайших талантов.
«Когда я начинаю чувствовать
между нами какую-то «стенку», я говорю ему: «Игорек, ты что, это я». И все ...
сразу становится на свои места. Почему он ушел в шоу- . бизнес? Мы все сейчас
живем впроголодь, и, к счастью, ему его работа дает средства к безбедному
существованию…»
Игорь Сорин: от моих стихов у родителей шевелились волосы.
- Игорь, вы нарисовали для читателей «Живого звука» очень интересную
картинку. Вы и в детстве были так философски настроены?
- Детство для меня – это всего
лишь процесс обучения, общения между мной и родителями, одноклассниками,
учителями. Если бы я тогда обладал такими знаниями, которые имею сегодня, я бы,
возможно, многое изменил в своем прошлом. В принципе, я это делаю сейчас –
меняю свое прошлое.
- Такая философская настроенность не мешала в общении со сверстниками?
- Я в детстве писал стихи, от
которых у моих родителей шевелились волосы на голове. Человек должен прежде всего ответить себе на вопрос, почему он
родился в той или иной семье. Дети - это стремление родителей отдать свои
лучшие качества и перенести их на более сложный духовный уровень.
- Близкие и сверстники не
считали вас «белой вороной»?
- Я был поту сторону баррикад.
Писал стихи, которые до сих пор не могу осознать. У меня в детстве про изошел какой-то сдвиг; я начал писать, не вдаваясь в
суть поэзии. Просто писать, выносить то знание, которое есть в каждом человеке.
А творчество и стремление к музыке и отличают людей, которые
очень чувствуют время, - это отличает их от людей, которые ничего не чувствуют,
кроме похоти, злоупотребления алкоголем и вещами, которые псевдозаменяют
жизнь и свежесть. На меня влияло
в основном стечение обстоятельств. Сейчас мы подошли к новому тысячелетию, и в
людях зарождается новое знание. Я знаю,
таких людей, похожих на меня. Нас мало, но мы есть.
- Были ли у вас какие-то обычные для подростков комплексы? Маленький рост жизнь не портил?
- Дело в том, что я не маленького
роста. Я отлично понимал, что маленький рост – это всего лишь… Меня в людях
всегда интересовало внутренне содержание. Обладая маленьким ростом, я полностью
одухотворил свое тело. Я знаю всю специфику своего тела, в совершенстве им
управляю. Я слежу за ним, оно у меня компактное и плотное. Я как
стереоскопическая антенна. Мне не нужно прилагать лишних усилий, чтобы понять
руку или ногу. Мое тело как скафандр для духовного наполнения.
- Вы жили в Текстильщиках, это достаточно хулиганский район Москвы.
- Я не был хулиганом. Мы с моим
другом занимались естествознанием, изучали окрестности, топи, которых было
много в районе. Изучали стройки, движущиеся составы. Катались на них, катались
на плотах. Попадали в ситуации с правоохранительными органами. Мы были чересчур
любопытны.
- А родители вас поддерживали в творческих поисках?
- Конечно. У меня же творческие
родители. Отец у меня художник, а мама занимались историей войны 1812 года,
эпохой Наполеона. Я выбивался из общей массы сверстников. В 4 классе я снялся в
кинофильме «Приключения Тома Сойера», и до 8 класса
все меня мучили вопросом, сколько я заработал в этом фильме. За всю свою жизнь
я помню только одного настоящего учителя. Это была старушка – она замещала нам
уроки по литературе. Это было такое создание, которых часто
показывают в старых фильмах – маленькая женщина, удивительная фамилия у нее
была Яковлева. И вот на тех уроках, которые у нас иногда давала, замещая
другого педагога, она дала нам больше, чем кто-либо.
Самый значимый человек в моей
жизни - отец. Он дал мне все.
Папа: Игорь - великомученик
Разумеется, мы не могли не
встретиться с отцом Игоря. Владимир
Семенович Paйберг, кроме
того, что он является папой «Иванушки», сам занимается музыкой. Он - автор и
исполнитель песен, художник, поэт. Человек он, несомненно, не менее творческий и увлеченный, чем сын. В издательстве
«Путь» у В.С. Райберга вышел поэтический сборник
«Семь сорок». С легкой руки Владимира Семеновича увидел свет не один выпуск
телепередач «Разминка для эрудита», «Спокойной ночи, малыши» И ряда других.
Является руководителем студии детского творчества «Ракурс». Игорь носит фамилию
мамы.
- Владимир Семенович, ваше творчество сильно отличается от того, что делает ваш сын. Как вы относитесь к группе
«Иванушки» и к тому, что они делают?
- Я считаю, что это какой-то
промежуточный момент, удача на начальном этапе. Они способны на большее, могут перейти на новый интеллектуальный уровень.
Дело в том, что они зацепили определенную группу молодежи, но ведь эта молодежь
будет взрослеть. А то, что успех, это слава Богу. Я считаю, что без успеха артист вообще не
может жить.
- Тем не менее, Игорь назвал вас самым значимым человеком своей жизни.
- Я отношусь к этому очень
осторожно. Знак равенства между тем, что он сказал и
что я представляю себе, может быть очень условным. На первых порах я прикладывал много усилий для его
воспитания. Меня интересовали музеи, театры,
песни. Я его водил, именно водил, а
не таскал, мы пересмотрели все спектакли в детском музыкальном театре Сац, мы обошли музеи, выставки. То есть его глаз с детства
воспитывался не на помойках, траншеях, матерных словах, а на том, что в
последующем держит человека.
- А как вы считаете, с его философией ему будет легко жить?
- Любой творческий человек – это
великомученик. Это человек, который обречен на славу, на забытье, на терновый венец и на лавровый венец, которые на него могут напяливать в один и тот же вечер.
Видимо, он для себя сделал вывод, что поп-музыка – это его сфера. Игорь
достаточно образован. В детстве у него был любимый писатель Андрей Платонов,
который не по зубам многим взрослым читателям.
- Игорь пишет стихи. Можете ли вы как опытный поэт дать им оценку?
- Когда он пишет для шлягера, они
отличаются просто набором слов. У меня большие требования к языку. Я прошел
Литобъединение, где принципом нашего сотрудничества было «мордобитие»
за каждое неудачное слово. Он не пускает к себе, считает, что в этой сфере
доступны языковые отклонения. Гладко у него никогда ничего не проходило. Он был одержим какими-то временными идеями, которые не
реализовывались. Занимался плаванием и дзюдо, но не достиг особых успехов.
Школа как таковая, его мало интересовала - это было просто поле для проверки и
извлечения его собственного чувства юмора. Но когда он попал в эту сферу, так
физически и душевно собрался, что мы поняли, он способен подняться на большие
вершины. И однажды я его спросил: «Ты хочешь быть кумиром, звездой?» Он
сказал: «Да».
- В школьные годы независимый характер ему мешал?
- Естественно. Я думаю, что он и
сейчас ему мешает. Были в школе разные стычки, когда в силу его начитанности
педагог, например, спрашивал: «Назовите произведение Горького». Игорь называл
«Сказки об Италии», а педагог говорил: ты что, с ума сошел, Горький не писал
такого. Его уровень был во многом выше. Хотя проблемы физики и математики были
для него во многом недосягаемы.
- У него было много друзей?
- Весь район. Наш дом был просто
проходным двором, потому что жена решила, что лучше пусть все нежелательные
для контакта с ним ребята будут у нас. Мы знали телефоны всех шалопаев, знали, где он. Он мог найти общий язык с негром,
зная одно слово по-английски, моментально находил контакт со всеми. Его дружба
с хулиганами имела неприятные последствия. Например, когда, зная его адрес,
что-то на него сваливали. Меня вызывали в милицию, я приходил, сверял почерк,
дату, где он был в то время, когда он якобы совершил что-то.
- Сейчас, когда к нему пришел успех, не тяжелее стало с ним общаться?
-Наоборот, он стал намного проще.
Я считаю, что мама - это основной человек, который держит его физически и
морально. Она следит, чтобы он вовремя поел, отдохнул.
- Он ранимый человек?
- Очень. Лучший для него панцирь
- это уход в сторону от событий, в которых чувствует себя некомфортно. Он себя
чувствует достаточно уютно и в то же время неуютно в сфере шоу-бизнеса. Где-то
надо расталкивать локтями, а все остальное это твой талант. Я думаю, что он
расталкивает людей локтями, только когда это необходимо.
- Был ли случай, когда он вас удивил?
- Однажды в «Пионерской правде»
он прочитал, что будет проводиться отбор детей для съемок фильма «Приключения
Тома Сойера». Мы отослали фотографию, и Игоря тут же
отобрали на главную роль. Они с Машей, дочкой Андрея Миронова, в паре должны
были сниматься. Уже шли репетиции, разыгрывались диалоги, как вдруг пришел
Никита Михалков и привел Федю Стукова. В силу
понятных обстоятельств на главную роль отдали Феде, а мой сын пошел на задний
план, на роль Джо Гарпера. И чтобы показать, что он
многого достоин, Игорь творил чудеса, он умудрялся прыгать с крыши второго
этажа, хотел доказать, что он способен на большее. Во
время съемок фильма он все трюки за Федю делал. Участвовал в съемке фильма
больше, чем это требовалось по его роли. Я понял тогда, что характер у него
очень мощный. Потом его приглашали озвучивать фильм «Приключения Петрова и
Васечкина», потому что главный герой сильно картавил. Еще он снимался активно в
передаче «Сам себе режиссер». Когда он попал в мир шоу-бизнеса, занятия кино
были забыты. Я помню, мы отмечали день рождения, он опоздал, пришел, как-то
загадочно улыбаясь, и потом, когда все ушли, сказал нам, что его взяли в группу
«Иванушки». Он настолько артистичен и эмоционален, что когда поступал в Гнесинку, никому не пришло в голову, что у него нет
элементарного начального музыкального образования.
- Артисты группы «Иванушки» еще так молоды. Как вы считаете, нуждаются
ли они в родительской опеке?
- Да. Вначале мы ходили на их
выступления, мама брала с собой сумки еды, и потом, когда они, потные, грязные,
соскребали с себя грим, она раздавала им, еще не помывшимся, бутерброды; потом
Игорь притаскивал всех к нам домой.
Подготовили Ирина КУДИНОВА и Галина ЩЕРБИНИНА.
Источник «Живой звук», №7, 1997