ИГОРЬ СОРИН: ШОУ, КОТОРОЕ НИКОГДА НЕ КОНЧИТСЯ
«Когда я ухожу с кладбища, мне кажется, что
меня сопровождают стихи, охраняют и
связывают с беспокойной душой Игоря». Владимир Семенович, отец Игоря.
А НЫНЧЕ..
Вновь воздух горьковато-свеж,
Вновь вечер сладковато-терпок,
Ты был в плену своих надежд,
Что промедления не терпят.
Ты был в плену своих удач,
Витков, скольжений и порывов,
И без седла "коняшка"вскачь
Тебя несла на край обрыва.
Был для кого то полубог,
Для нас лишь повод для тревоги
Вручала мама узелок
С овсяной кашей на дорогу.
А НЫНЧЕ нужен теплый плед ...
Не навсегда, но август сгинул,
А осень проложила след
Листвою лапчатой к могиле.
Оград прутковых штрих остер,
А вперемешку со слезами
Стихи, как странный приговор,
В дыханье ветра осязаю.
Надежда тешит внезначай,
В дождинки обратились звуки...
Мы будем пить целебный чай
И согревать дыханьем руки.
А как иначе карандаш
Зажать в руке для пары строчек?
Ведь этот день сегодня наш,
Он что то светлое пророчит.
И присыпает листопад
Могилок крохотные корты.
Осенний источив наряд,
Деревья врезались в офорты.
Их остановленные па
Увязнут в тихом снегопаде,
Твой остров будет проступать
Сквозь снег узорчатой ограды.
Редакцию «Тусовочки» буквально
завалили письмами, мольбами, просьбами написать об Игоре Сорине. Многие
обвиняют нас в том, что мы, запутавшись в индустрии шоу-бизнеса, посмели забыть
о невероятно талантливом, интересном и глубоком человеке.
На самом деле все совсем не так. Просто мы не стали
пестреть обложкой ко дню его смерти, чтобы лишний раз не бередить раны тех, кто
по-настоящему любил и любит Игоря.
10 ноября – день рождения Игоря. И именно поэтому мы
хотим сделать подарок его поклонникам. В сегодняшнем номере «Тусовочка» попытается заглянуть во внутренний мир кумира,
понять его мысли и поступки… Может, благодаря своему собственному анализу, вы
сможете сделать выводы, которые помогут вам в дальнейшем.
Первая проба голоса
«Доиванушкинская» жизнь Игоря
Сорина была не менее интересной, чем сегодня. Одной из первых задумок Сорина-музыканта
был «Сорин-Деров ргоjеkt» - эта идея была воплощена в жизнь совместно с
Антоном Деровым, другом и соратником Игоря. Ребята
познакомились в скверике около ГИТИСа. Как
рассказывает Антон, Игорь подошел к группе молодых людей (среди которых был и
Антон) и сказал: «Привет, ребята, хорошо поете». Так началась
дружба двух впоследствии известных музыкантов (в настоящее время Антон
работает в театре им. Моссовета). Молодые люди
задумали выпустить диск популярной, немного американизированной музыки.
Естественно, для этого потребовались деньги. Проект, к сожалению, так и не был
закончен, но он интересен хотя бы тем, что это была первая проба «голоса»
будущего «Иванушки».
На третьем курсе друзья решились на весьма рискованный
шаг: приняли участие в конкурсном отборе в мюзикл «MEТRO»,
который делали в Варшаве американцы, а затем поехали за границу участвовать в
мюзикле.
«Это был действительно отчаянный шаг, - рассказывает Антон Деров.
- За нами приехали американцы польского происхождения, которые работали над
восточноевропейским мюзиклом. Им нужны были русские «синтетические» артисты,
то есть певцы, актеры, танцоры одновременно». За границей молодые люди познакомились
с Андреем Григорьевым-Аполлоновым, и, таким образом,
историческая встреча двоих из трех «Иванушек» состоялась. Антон пробыл за
границей 10 месяцев, Игорь и Андрей около 2 лет, а дома ребят ожидали неприятности.
«В училище возникли проблемы, связанные с восстановлением,
- рассказывает Антон Деров. Некоторые преподаватели и
студенты были против, кое-кто
даже называл нас предателями. Отчасти они были правы, ведь наш скоропалительный
отъезд мог негативно сказаться на выпуске дипломного спектакля. В итоге нас
приютили на курсе младше».
В последнее время, когда Игорь ушел в шоу-бизнес, друзья стали видеться редко. Антон говорил,
что ему не хватало общества Игоря, но, с другой стороны, он был рад за друга и
считал его одним из ярчайших талантов.
«Когда я начинал чувствовать между нами какую-то «стенку»,
я говорил ему: «Игорек, ты что, это я». И все ... сразу становилось на свои
места. Почему он ушел в шоу- . бизнес? Мы все тогда жили впроголодь, и, к
счастью, ему его работа давала средства к безбедному существованию…»
Самыми значимыми людьми для Игоря были его родители. Он
гордился своим отцом и хотел даже в чем-то быть на него похожим. Владимир Семенович Райберг
занимается музыкой. Он автор и исполнитель песен, художник, поэт.
- Владимир
Семенович, Игорь называл вас самым значимым
человеком своей жизни.
- Я отношусь к этому очень осторожно. Знак равенства
между тем, что он сказал и что я представляю себе,
может быть очень условным.
Я всегда прикладывал много усилий для его
воспитания. Меня интересовали музеи,
театры, песни. Я его водил, именно водил,
а не таскал, мы пересмотрели все спектакли в детском музыкальном театре Сац, мы обошли музеи, выставки. То есть его глаз с детства
воспитывался не на помойках, траншеях, матерных словах, а на том, что в
последующем держит человека.
- Игорю было
легко жить с его философией?
- Любой творческий человек – это великомученик. Это
человек, который обречен на славу, на забытье,
на терновый венец и на лавровый венец, которые
на него могут напяливать в один и тот же вечер. Видимо, он для себя сделал
вывод, что поп-музыка – это его сфера. Игорь достаточно образован. В детстве у
него был любимый писатель Андрей Платонов, который не по зубам многим взрослым
читателям.
- В школьные
годы независимый характер ему мешал?
- Естественно. Он ему мешал всегда. Были в школе разные
стычки, когда в силу его начитанности педагог, например, спрашивал: «Назовите
произведение Горького». Игорь называл «Сказки об Италии», а педагог говорил:
ты что, с ума сошел, Горький не писал такого. Его уровень был во многом выше.
Хотя проблемы физики и математики были для него во многом недосягаемы.
- У него было
много друзей?
- Весь район. Наш дом был просто проходным двором, потому
что жена решила, что лучше пусть все нежелательные для контакта с ним ребята
будут у нас. Мы знали телефоны всех шалопаев, знали,
где он. Он мог найти общий язык с негром, зная одно слово по-английски,
моментально находил контакт со всеми. Его дружба с хулиганами имела неприятные
последствия. Например, когда, зная его адрес, что-то на него сваливали. Меня
вызывали в милицию, я приходил, сверял почерк, дату, где он был в то время,
когда он якобы совершил что-то.
- Когда к нему
пришел успех, не тяжелее стало с ним общаться?
- В то время общаться с ним было проще, чем когда-либо. Я
считаю, что мама - это основной человек, который держал его физически и
морально. Она следила, чтобы он вовремя поел, отдохнул.
- Он был ранимым
человек?
- Очень. Лучший для него панцирь - это уход в сторону от
событий, в которых он чувствовал себя некомфортно. Хотя вращение в шоу-бизнесе
оставило свои следы. Если где-то надо было расталкивать локтями, он
расталкивал, ну а всего остального добивался только своим талантом.
- Правда, что в
детстве он снимался в кино?
- Однажды в «Пионерской правде» он прочитал, что будет
проводиться отбор детей для съемок фильма «Приключения Тома Сойера». Мы отослали фотографию, и Игоря тут же отобрали на
главную роль. Они с Машей, дочкой Андрея Миронова, в паре должны были
сниматься. Уже шли репетиции, разыгрывались диалоги, как вдруг пришел Никита
Михалков и привел Федю Стукова. В силу понятных
обстоятельств главную роль отдали Феде, а мой сын
пошел на задний план, на роль Джо Гарпера. И чтобы
показать, что он многого достоин, Игорь творил чудеса, он умудрялся прыгать с
крыши второго этажа, хотел доказать, что он способен на большее.
Во время съемок фильма он все трюки за Федю делал. Участвовал в съемке фильма
больше, чем это требовалось по его роли. Я понял тогда, что характер у него
очень мощный. Потом его приглашали озвучивать фильм «Приключения Петрова и
Васечкина», потому что главный герой сильно картавил. Еще он снимался активно в
передаче «Сам себе режиссер». Когда он попал в мир шоу-бизнеса, занятия кино
были забыты. Я помню, мы отмечали день рождения, он опоздал, пришел, как-то
загадочно улыбаясь, и потом, когда все ушли, сказал нам, что его взяли в группу
«Иванушки». Он настолько артистичен и эмоционален, что когда поступал в Гнесинку, никому не пришло в голову, что у него нет
элементарного начального музыкального образования.
- Когда Иванушки
только начинали разворачиваться, вы считали нужным и опекать?
- Да. Вначале мы ходили на их выступления, мама брала с
собой сумки еды, и потом, когда они, потные, грязные, соскребали с себя грим,
она раздавала им, еще не помывшимся, бутерброды; потом Игорь притаскивал всех к
нам домой.
… Тогда «Иванушки» только начинали свое путешествие по
миру. Тогда все было хорошо. Игорь надеялся, что у него все впереди. Он и
подумать не мог, что спустя некоторое время ему захочется покинуть этот
коллектив.
1997 год: время надежд.
- Игорь, что для
тебя самое сложное?
- Оставаться самим собой, пронося через весь этот шоу-бизнес свет и духовность. Это тяжелое испытание. Мы – жертвы искусства, музыки, мы «горим» и «сгораем», лишаясь
всего – здоровья, молодости.
- Неужели в
группе не бывает конфликтов?
- Конечно, бывает всякое. Мы ведь живые люди. В основном
я ругаюсь с Рыжим, а Кирилл постоянно нас мирит.
Понимаешь, у нас такой балаганчик, театр трех. Мы делаем свое маленькое
представление. Очень хочется, чтобы в дальнейшем на наших концертах был
шикарный звук, свет, потрясающие костюмы, чтобы было шоу, которое, как поет Фредди Меркьюри, "никогда не
кончится"...
- О чем ты
мечтаешь?
- Мечтаю о том, чтобы не сойти с пути, на котором мы
сейчас стоим, и чтобы этот путь никогда не кончился. Хочу
петь всю жизнь и чтобы это было кому-то нужно. Мечтаю о том, чтобы
маленький мир, который я придумал, никогда не разрушился.
- Такая
философская настроенность не мешала в общении со сверстниками?
- Я в детстве писал стихи, от которых у моих родителей
шевелились волосы на голове. Человек должен прежде
всего ответить себе на вопрос, почему он родился в той или иной семье. Дети -
это стремление родителей отдать свои лучшие качества и перенести их на более
сложный духовный уровень .
- Близкие и
сверстники не считали вас «белой вороной»?
- Я был поту сторону баррикад. Писал стихи, которые до
сих пор не могу осознать. У меня в детстве про изошел
какой-то сдвиг; я начал писать, не вдаваясь в суть поэзии. Просто писать,
выносить то знание, которое есть в каждом человеке. А
творчество и стремление к музыке и отличают людей, которые очень чувствуют
время, - это отличает их от людей, которые ничего не чувствуют, кроме похоти,
злоупотребления алкоголем и вещами, которые псевдозаменяют
жизнь и свежесть. На меня влияло
в основном стечение обстоятельств. Сейчас мы подошли к новому тысячелетию, и в
людях зарождается новое знание. Я знаю,
таких людей, похожих на меня. Нас мало, но мы есть.
- Были ли у вас
какие-то обычные для подростков
комплексы? Маленький рост жизнь не портил?
- Дело в том, что я не маленького роста. Я отлично
понимал, что маленький рост – это всего лишь… Меня в людях всегда интересовало внутренне
содержание. Обладая маленьким ростом, я полностью одухотворил свое тело. Я знаю
всю специфику своего тела, в совершенстве им управляю. Я слежу за ним, оно у меня
компактное и плотное. Я как стереоскопическая антенна. Мне не нужно прилагать
лишних усилий, чтобы понять руку или ногу. Мое тело как скафандр для духовного
наполнения.
- Вы жили в
Текстильщиках, это достаточно хулиганский район Москвы.
- Я не был хулиганом. Мы с моим другом занимались
естествознанием, изучали окрестности, топи, которых было много в районе.
Изучали стройки, движущиеся составы. Катались на них, катались на плотах. Попадали
в ситуации с правоохранительными органами. Мы были чересчур любопытны.
- А родители вас
поддерживали в творческих поисках?
- Конечно. У меня же творческие родители. Отец у меня
художник, а мама занимались историей войны 1812 года, эпохой Наполеона. Я
выбивался из общей массы сверстников. В 4 классе я снялся в кинофильме
«Приключения Тома Сойера», и до 8 класса все меня
мучили вопросом, сколько я заработал в этом фильме. За всю свою жизнь я помню
только одного настоящего учителя. Это была старушка – она замещала нам уроки по
литературе. Это было такое создание, которых часто показывают
в старых фильмах – маленькая женщина, удивительная фамилия у нее была Яковлева.
1998: Уйти, чтобы не мешать
В музыкальной тусовке начинают
ходить слухи, что Игорь уходит из группы…
Непослушный «Иван» твердил всем направо и налево, что ему
надоело работать в родной группе и безоговорочно слушаться указаний г-на Матиенко. Тогда в словах Игоря Сорина и впрямь звучало
настоящее разочарование в проекте. Он пригрозил, что не сегодня, так завтра
покинет Андрея и Кирилла и вступит на нелегкий путь сольного творчества.
- Почему ты
уходишь из группы?
-Я хочу заниматься творчеством. Этим я всегда и
занимался. К альбому я написал стихи. Они – о неземной любви, которая живет в
людях. А мне сказали: «хорошо. Можешь
показать друзьям, но это – не для «Иванушек Int.»
Дело в том, что, к сожалению, Иванушки научной ценности не представляют. Мы
всего лишь довольствуемся мироощущением нашего продюсера. Решать что-то может
только он. Но я не хочу петь для маленьких девочек и вызывать их нездоровый
интерес в период полового созревания. Мне хочется говорить людям совершенно о
другом – о силе, счастье, небе. Мне хочется, чтоб человек сам разбирался в
своем мире.
- Поэтому у тебя
сейчас проблемы?
-У меня нет проблем. Я ухожу из группы, но это не
проблема. Наоборот, я жду и радуюсь, что уйду и займусь чем-то. Перестану
валять дурака, играть и заниматься цирком. Получилось
так, что я попал в очень ограниченную историю. Как музыкально, так и
литературно, и моя природа восстала, потому что за эти 2 года я познал все —
огонь, воду и медные трубы. Я хочу уйти, чтобы не мешать.
- Почему ты
тогда до сих пор остаешься в «Иванушках»?
- Контракт. Человеческие отношения с людьми. Контракт
должен закончиться через 3 года, но меня уже отпускают. Только прокатимся по
стране с программой, и все. Я ухожу. Хотя я не умею писать и
у меня нет какой-то школы мастерства, но я пишу.
Это информация, она приходит извне, ты только ее
перерабатываешь, записываешь, а потом ты берешь эту информацию и начинаешь
петь. Начинаешь использовать свои стихи, голос и становишься человеком, который
отвечает за эту природу, за свое рождение. Сейчас я зависим от огромного
количества людей: поэты, композиторы… А я сам хочу
отвечать за ту информацию, которую буду нести.
- В чем смысл твоей жизни?
- Надо реализовать свой дар, дар этой жизни. Не просто
как необходимый продукт, а как дар. Потому что если ты не реализуешь этот дар,
то… Я не могу себе петь дифирамбы, не имею права. Но я жив, и меня любят. Меня
любят близкие, и я их люблю. С каждым днем я люблю все больше и больше,
благодаря этому получается как бы сияние чистоты. Я понимаю, как же люди бывают неправы, ограничивая себя природой денег, природой
шоу-бизнеса – надуманной, затасканной, замученной. Существуют же новые знания,
новое видение мира.
Игорь частенько обижался на Игоря Матвиенко за то, что
его стихи не поняты и не востребованы в группе, как ему хотелось бы. Как
остальные участники группы относились к этой проблеме?
Андрей: Песни пишет для нас, как известно, Игорь Матвиенко.
Стихи Игоря Сорина либо попадают в альбом, либо нет. Ему хочется, чтобы все его
стихи были задействованы. Но это
вызывает у нас ряд внутренних проблем: Игорь хочет, чтобы мы пели только его
песни. Я, например, не хочу, чтобы все песни были только его. Есть Шаганов, Матвиенко – они все решают. Так что мы постоянно
воюем, спорим. Мы совсем разные, но в целом все гармонично.
- Игорь,
«Иванушки» — группа, которая вызывает буйное помешательство среди 12 - 16-ти
летних девчонок. И ты играешь в этом не последнюю роль...
- Не нужно нарушать законы мира. Фанатизм — это форма
проявления не лучших физиологических инстинктов, заданных природой. Как я
считаю, существует духовный человек, облаченный в физиологическую и
физическую оболочки. В каждом из нас с самого раннего возраста идет борьба за
сущность, скажем, между небом и землей. Они делят человека. Если побеждают земные
качества, то в человеке проявляется одна из этих форм, качеств — стадность.
Если же в тебе больше от неба, ты одиночка. Всех истинно одиноких людей я знаю
по именам, начиная с Петрарки. Они отличаются вибрацией, они несут сильную
информацию. Они не одиноки, может быть, в глазах других, но они одиноки в этом
мире, в человеческом.
- Что ты имеешь
в виду?
- Я говорю сейчас
не об одинокости личной кого-то из представителей искусства, допустим. Раз уж идет
разговор, я не боксом занимаюсь, а музыкой. Я расцениваю это как одиночество,
но я не одинок в своем одиночестве, у меня есть образ, в котором я живу, — это
иллюзии. Потому что информация замещает мне то не полностью сформированное
понятие о чистоте и любви. Моя любовь, например, не замыкается на одних
женщинах, она выходит за пределы. Это видение, видение мира, каков он есть,
любовь с самой красивой стороны. У людей, которые попадают на концерты таких
групп, как «Иванушки» идет формирование плоти, это не они, а их плоть выбирает.
Их ведет ловкая сила, сила Земли. Потому что в их возрасте главное – найти кумира,
тем более, когда в группе 3 или 5 человек.
- Но у тебя ведь
тоже были кумиры?
- Все навязывается, навязывается религия, навязывается
школа и формируется ум, который нужен обществу. Если он формируется не по
закону общества, то он выпадает. И ты либо смиряешься, либо делаешь свое
общество.
- Как ты
относишься к тем девочкам, которые рвутся к тебе на концертах?
- Они не знают пока, что такое любовь.
- Как ты можешь об этом судить?
- Мало вообще кто знает, что такое любовь. Когда человек
узнает ее, он уходит в монастырь, в лес. Потому что любовь — это не земное. Это
вспышка. Это борьба с одиночеством. Мы идем по жизни, боремся с одиночеством.
Но у человека не может быть общего мира с кем-то, человек — это как единая
планета, которая существует по своим законам. Могут две планеты быть вместе?
Могут. Но через некоторое время гаснет искра. Потому что за счет столкновения
двух планет рождается что-то третье, а если третьего не дано, то планеты
набирают какие-то недостающие звенья, какую-то информацию друг от друга,
которой не достает, и разбегаются для того, чтобы искать и формироваться
дальше.
- Знаешь, говорят, что у тебя звездная
болезнь...
- Это болезнь, но
это другая болезнь, не звездная. Я хочу говорить о безупречности, я
хочу петь песни о свободе, о счастье, а не о соплях,
рассчитанных на 14-летних. Я хочу петь
о радости, и радость моя не будет состоять из трех аккордов, пяти звуков и слов
типа «ты
меня любишь, я тебя люблю...» Я хочу, чтобы были мои персонажи, герои
реальные...
- Ты вырос?
- Из этой истории
я вырос уже давно. Когда ты находишься в подвешенном состоянии... Да,
я могу этим заниматься год, два, три, пять. Могу намыть огромные деньги,
пуститься во все
тяжкие и т.д. Я могу все бросить, но рано или поздно мне придется вернуться к
себе, и я не
хочу это откладывать. Я спешу.
- Ты живешь в
мире своих фантазий. Как рождаются твои образы?
- Я давно расстался с реальным миром – живу в иллюзиях и
не хочу терять их. Образы рождаются всегда по-разному. Одиночество -
обязательное условие. Человек все должен пережить сам: и измену, и потерю
дружбы. Только тогда он поймет, что это такое, почувствует значение этого.
Не
хочу, не могу, не желаю…
Я
уйду, не смотрите мне вслед.
Я
игрок, но я честно играю.
Мне
темно, но я вижу свой свет.
И напоследок. Несмотря на то, что 4 сентября 1998 года
Игорь Сорин ушел из суетного мира, он навсегда останется в наших сердцах.
Благодаря огромному количеству стихов, которые он оставил после себя, мы будем
помнить о человек, который когда-то подарил нам сказку.