"ИВАНУШЕК" МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТРОЕ
Интервью с Игорем Матвиенко
"МУЗОБОЗ": Игорь, Ваш первый самостоятельный продюсерский
проект это…?
Игорь Матвиенко: ...Это группа
"Класс", возникшая в самом начале перестройки, когда артистам начали
давать приличные деньги за концерты, а Сергей Лисовский неожиданно стал
"катать" по стране большие музыкальные программы, ведущим которых был
Сергей Минаев. "Класс" был достаточно модной группой. Мы даже сняли
видеоклип... Потом было "Любэ". И - "Иванушки".
М.О: Три проекта. Первого, каюсь, просто не помню в силу объективных
причин, два последних, "выстреливая", производили эффект взорвавшейся
бомбы. Как Вам удается каждый раз добиваться такой "обреченности" на
успех?
И.М.: Наверное, дело скорее не в
удачных проектах, а в удачных песнях. Раньше ведь тоже писались песни,
становившиеся шлягерами, хитами. Их слушала вся страна, продавались миллионы
пластинок, и никто не называл это разными специальными словами. Просто хорошая
или плохая песня, хороший или плохой композитор или исполнитель. Может, поэтому
я в своем творчестве всегда иду от музыкального образа.
М.О.: Вы создаете этот образ для конкретных людей, на которых
останавливается Ваш выбор?
И.М.: Я создаю его, сидя дома у
пианино.
М.О.: Хорошо, попытаемся собрать все звенья воедино. Вы сидите дома у
пианино, и у Вас в сознании возникает, как менделеевская таблица, привидившаяся
ему во сне, образ человека, который мог бы спеть эту песню?
И.М.: Приблизительно так.
М.О.: Имидж "Любэ" создавался Вами вместе с Расторгуевым?
И. М.: Да, конечно. Мы с Колей
начали экспериментировать еще в "Здравствуй, песня". Коля написал
текст "Дядя Ваня", а я придумал полублатную песню про алкоголиков в
стиле "диско". Потом я переделал к какому-то юбилею революционные
марши - и эта затея мне очень понравилась. Поэтому, когда Шаганов принес текст
"Батьки Махно", я сразу вспомнил и эти марши, диско-ритмы, и наконец
самого Колю Расторгуева - этакого крепкого парня из Люберец. Мы получили
конечный продукт под названием "песня", который удачно соединил в
себе текст, мелодию, дух своего времени и имидж исполнителя. Так появилось
"Любэ", а Расторгуев стал, на мой взгляд, одним из лучших современных
певцов.
М.О.: А как начались "Иванушки"?
И.М.: "Иванушки" скорее
всего начались с Рыжего. Мы с "Любэ" снимали в Сочи клип "Не
валяй дурака, Америка". Для съемок понадобились подтанцовки, и мы поехали
смотреть сочинский Театр мод. Всем хотелось на море, а отнюдь не в душное
помещение театра, поэтому настроение было вялое. И вдруг... на сцену вывалилось
этакое совершенно рыжее, искрометное чучело. За ним вышли еще какие-то артисты,
показывавшие шоу, но этот парень был особенный. Талант. Мы познакомились и
подружились. Это было шесть лет назад.
М.О.: В вашем общении присутствовал момент профессионального интереса?
И.М.: По честному говоря, мы
просто бесконечно тусовались по всем "злачным" сочинским местам.
Когда он начинал плясать на дискотеках, все останавливались и тупо смотрели,
как Рыжий танцует. Я все время думал, что непременно нужно придумать для него
что-нибудь этакое, хотя понимал, что несмотря на музыкальное образование, его
вокальные данные не позволяли использовать Рыжего как сольного исполнителя.
Потом он вместе с Сориным уехал работать в Америку. Потом настал момент, когда
мы решили, что пора делать свое шоу - красивое, пестрое, молодежное, чтобы все
вертелось и двигалось.
Хотелось не чернушного
андеграунда, а чего-то... светлого. Мы с Рыжим приехали из Сочи в Москву и
начали заниматься подбором исполнителей. Объявили конкурс. Просмотрели огромное
количество ребят и девчонок (по первоначальному замыслу, это должна была быть
смешанная группа). Девушек - этаких настоящих "Аленушек" - найти так
и не удалось, зато нашлись все трое "Иванушек", готовых в любой
момент приступить к работе. И мы начали...
М.О.: Игорь, сейчас ходят бесконечные домыслы и слухи по поводу
возможной замены одного из "Иванушек". Да и последний их клип
"Кукла", где появилось четвертое действующее лицо, только подлил
масла в огонь. Вы можете прокомментировать создавшуюся ситуацию?
И.М.: Ситуация такова... что я
сам ничего толком не знаю. Шоу-бизнес - это чудовищная мясорубка, и люди,
попадающие в нее, подвергаются колоссальному воздействию со стороны. Особенно в
момент пика своей популярности. Нездоровый фанатизм, полные стадионы ревущих и
визжащих девчонок – и у людей начинается переоценка собственных достоинств.
Если тебе ежеминутно говорят, кричат, пишут и т.д., что ты – лучший, то в
какой-то момент начинаешь в это верить, при этом не понимая, что же все-таки
происходит. Один молодой и очень популярный актер спросил у меня: «Я не могу
понять, в кого они влюбляются: в меня или в мой образ?». Это страшно.
М.О.: Страшно, но закономерно.
И.М. Да, но только для
определенных целей. Артисты, идущие в шоу-бизнес, мечтают о «красивой жизни» и
ни о чем другом думать не желают. На самом деле все гораздо сложнее. Многие
сходят с дистанции – не выдерживают психической нагрузки. Многие пьют или
употребляют наркотики. Чем популярнее артист, тем больший бардак, как правило,
царит и в его личной жизни. Одним словом, люди начинают вести себя... не совсем
адекватно.
М.О.: Игорь. Вы говорите, безусловно, правильные, но очень общие вещи.
Если Ваши рассуждения касаются всех трех "Иванушек", то тогда
остается непонятным, почему вы берете на "подстраховку" только одного
человека? Взяли бы сразу троих и держали их как второй состав в театре.
И.М.: Речь идет только об одном
человеке, но я не думаю, что стоит рассказывать читателям о том, что происходит
на самом деле. Это касается слишком серьезных и личных вещей. Тем более, я не
хочу форсировать события, применять данную мне власть и увольнять кого-то. Все
должно произойти само собой. В любом случае, «Иванушек» может быть только трое.
М.О.: Четвертый мальчик, снявшийся в клипе "Кукла" -
профессиональный музыкант?
И.М.: Нет. Он театральный артист,
но с очень хорошими вокальными данными.
М.О..: Что является для Вас главной жизненной ценностью?
И.М.: Отвечу банально: религия.
М.О.: Неожиданный ответ. Вы верующий человек?
И.М.: Да, православный.
М.О.: В таком случае, Вы выбрали, пожалуй, одну из самых неподходящих
для ваших внутренних убеждений сферу деятельности.
И.М.: Да, уж... Шоу-бизнес и
религия... В шоу- бизнесе главенствуют два главных человеческих порока -
гордость и тщеславие.
М.О.: И давно Вы пришли к вере?
И.М.: Относительно недавно. Хотя
я не люблю говорить об этом. Тяжело совмещать веру и жизнь в миру, а
компромисса быть не может. Или так, или никак.
М.О.: Вы записываете сейчас два альбома "Иванушек" и новый
альбом "Любэ". Что потом?
И.М.: Хотелось бы перестать
заниматься продюсерской деятельностью и просто начать писать песни. А то я уже
почти перестал испытывать удовольствие от музыки. Вернее, она у меня вся
разложилась "по полочкам". Даже классическая. Слушаешь композиторов
XIX века и вдруг ловишь себя на мысли, что Чайковский, например писал настоящие
"хиты"...
М.О.: Но, все-таки, музыка?
И.М.: Конечно. Я ведь ничего
другого делать не умею...
Источник: «МузОБОЗ», №11,1997