УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
Год назад мирок
отечественной поп-музыки вздрогнул. По самодовольным рожам
с рыбьими глазами пробежали даже некие философские тени. Причиной этому была
смерть. Прошлогодней сентябрьской зарею музыкант и поэт
Игорь Сорин отправился на встречу с вечностью. Он не
«выпрыгнул», не «выбросился», не «выпал», не «шагнул в открытое окно».
Он не самоубийца. Он не сводил счеты с жизнью. Он отправлялся полетать и вряд
ли в тот момент смог адекватно воспринимать происходящее. А мог ли вовсе?
Можно в
принципе ничего дальше и не писать, попросту ответив: нет, не мог. Не для того
заскочил к нам на 28 лет, чтобы учиться всякой ерунде. Но, как это ни
парадоксально, со всей своей воспетой не в одной статье неординарностью попал
Игорь в среду, готовящую продукт для масс, — в шоубиз.
И оказался прекрасным работником цеха - влюбил в себя девчонок, принес деньги.
Потом ему стало тесно и душно в роли "иванушки",
пошел "туда, не знаю куда", чтобы спеть и рассказать о своем. Но толком этого сделать не успел.
Гибель Игоря
Сорина подчеркнула его маргинальность для среды поп-социума. Кто из кумиров
погибает во цвете лет, "не успев"? Рокеры. Бадци
Холли, Марк Болан, Джоплин, Моррисон, Пресли, Леннон. Кобейн, Башлачев. Цой, Чумычкин... Смерть их - часть, а то и предмет культа.
Соринская смерть — тоже.
"Маленькая легенда поколения" — так называется
телевизионная дань, принесенная на этой неделе Игорю. Это фильм, снятый
коллективом программы "ОБОЗ" к годовщине гибели Сорина. Зачинщик — Кушанашвили("автор
и ведущий"), не устающий выражать благодарности за поддержку Ивану
Демидову. Его продюсеры — Елена Демидова и Дмитрий Витковский.
Режиссер Сергей Дерябин, координатор съемок — Антон Желнов.
Вся эта
компания осуществляла некоммерческий проект в рамках все того же шоубиза. По определению не мог возникнуть продюсер с пачкой
денег – для Сорина, как для земного жителя, как для поп-звезды,
все в прошлом. Осталась память, которую на этот раз удалось воплотить в нечто
материальное. Кушанашвили говорит, что брался за
тему, удивляясь — почему всем остальным наплевать?
Память в фильме
выражена в тексте ведущего и в архивных съемках Сорина. Бесчисленные кассеты с
последними передали в руки авторов Матвиенко и компания. (Кстати,
сам продюсер "Иванушек", с переменным успехом проинтервьюированных в
фильме, не появляется. Жаль. Кому как не ему задать
вопрос ой интеграции талантов в среду
местных "звезд".) Здесь Игорь Сорин часто остается с
нами наедине, поскольку сам снимал себя в минуты одиночества — черно-белые
видео-письма ранимого мальчика, отправленного вместе с шебутными
сверстниками в пионерлагерь.
И говорит он в этих кадрах не столько со зрителем,
сколько с самим собой: я — романтик-ихтиандр,
случайно задержавшийся на сухом берегу; сложновато,
конечно, но ничего, ничего... Вскоре после этого "ничего, ничего",
периода службы в "Иванушках", наступило действительное ничего.
Отар Кушанашвили в своем дебютном фильме всеми силами направляет
мысль зрителя в нужное русло. После серии панк-композиций
"Легенда..." для него - любовная баллада. Но тут возникает
необходимость придать снимаемому значимость. И
появляется слово «поколение».
Существует
огромная общность людей, обожавших сценическое («иванушкинское»)
воплощение Игоря. Вряд ли сей пласт общества называет себя «поколением». Это
словечко (а то и мать ее, «генерация») для «стойких перцев», для потенциальных яппи, до времени послушно угорающих под
«правильное». Для них Сорин (опять же, в сценическом воплощении – другого не
нюхали) – «попса го(а)лимая)».
Подозреваю, что
и для Отара погибший добрый
приятель был ценен «облаками», а не «тучами». Но нужно держать оборону, потому
что добрые слова на экран проталкиваются сентенциями о «поколении». Ведущий оборону держит – добрую половину экранного времени
руки сложены или сплетены на груди. Жест бессознательной защиты – любой
психолог подтвердит.
И все же это
поколение (пусть себя им не сознающее) есть – великие тысячи девчонок по всей
стране, до сих пор пытающие залетных московских: почему он сделал это??!
(Подтверждаю правдивость такого наблюдения из фильма – сам слышал этот вопрос
при нашем с Кушанашвили недавнем вояже на Украину).
Они, не знавшие закулисного Сорина, будут плакать у телеков,
будут записывать фильм на видео, поставят Отару памятник и будут ему еще чаще
задавать свой вопрос. Они собирают в ладошки «теплый и ровный» свет своей
упавшей звездочки. С каждым годом память о Сорине в целом будет все больше
стираться – он не оставил большого количества материальных напоминаний о себе,
годящихся для постоянного предъявления публике. Но эти девочки, даже
повзрослев, вряд ли запишут на кассету с «Маленькой легендой поколения»
мультики для своих детей. Они будут помнить. И в этом удача Кушанашвили
и «Обоза».
Смесь наивности,
уважения, недоумения, излишней декларативности… Уж
слишком круто для отечественного шоу-бизнеса.
Владислав
ТАРАСОВ.